В 2024 году сотрудничество между Россией и Объединенными Арабскими Эмиратами, несмотря на все трудности и сложности, продолжает расширяется благодаря специальным экономическим зонам (СЭЗ). Эти зоны предлагают уникальные возможности для бизнеса, включая освобождение от некоторых налогов, например НДС, что делает экспорт и импорт товаров более выгодным. И несмотря на то, что привычные логистические пути сегодня российскому бизнесу недоступны, существующая транспортная сеть Арабских Эмиратов позволяет товары все также легко и быстро доставлять в РФ.
Какие товары могут быть поставлены
Основные категории товаров, которые импортирует РФ из Арабских Эмиратов, включают:
- чай и кофе,
- разнообразные пряности,
- промышленное оборудование,
- текстиль и одежда,
- электронные компоненты,
- предметы ежедневного использования,
- бытовая техника,
- автотранспорт,
- мебель и пр.
Большинство перечисленных товаров – не местные, то есть производители находятся за пределами ОАЭ, следовательно, они подлежат процедуре реэкспорта. Иными словами, товары будут перепроданы в РФ после импорта. Это стало возможным благодаря свободной торговле в ОАЭ и специальным режимам налогообложения.
Для отправки генеральных грузов через ОАЭ требуется набор сопроводительных документов. Поэтому импортеры и экспортеры должны заблаговременно создать коммерческий инвойс и упаковочный лист. Эти документы должны быть распечатаны и поданы в оригинальном формате, а не копии. Если в инвойсе не указано происхождение товара, тогда для транспортировки и пересечения госграниц потребуется сертификат изготовителя. Если же перевозка будет осуществлять авиатранспортом, то заблаговременно нужно получить разрешение от властей Арабских Эмиратов.
Как проходят перевозки
В Объединенных Арабских Эмиратах используются различные виды транспорта: морской, железнодорожный, воздушный и автомобильный. Для международных перевозок, как правило, все поставщики предпочитают выбирать корабли и самолеты, благодаря их способности довольно быстро преодолевать дальние расстояния и в минимальные сроки довозить продукцию. А вот автомобили и ЖД-транспорт используют для поставок грузов непосредственно внутри государства.

Авиаперевозки
Дубай – это не только крупный промышленный узел, но и важный авиационный логистический центр, с аэропортом, который занимает третье место по загруженности среди мировых аэропортов. Это обеспечивает эффективную логистику между Дубаем и Россией.
Авиаперевозки являются предпочтительным способом для доставки ценных, скоропортящихся и востребованных товаров, требующих быстрой доставки между странами, с возможностью разгрузки груза в течение минимум 24 часов.
Грузы могут быть отправлены как в рамках пассажирского полета, так и грузового . Аэропорты имеют специальные терминалы для погрузки грузов, зоны временного хранения и места для таможенного досмотра.
- Аэропорт Дубая
Дубайский аэропорт – ключевой транспортный хаб. Полеты из этой авиагавани осуществляют три крупные компании-перевозчики Emirates, Emirates SkyCargo и FlyDubai. Ежегодно через его грузовой терминал проходит около 1,2 миллиона тонн грузов. Но в планах правительства – увеличить объем до трех миллионов тонн в будущем.
Логистическая связь между странами организована так, что даже в условиях международного давления доставка товаров из различных российских населенных пунктов, среди которых Москва, Екатеринбург, Уфа, Тюмень, Казань и Самара, в ОАЭ ведется напрямую. Перелеты возможны благодаря рейсам, выполняемым авиакомпаниями Azur Air, Emirates, отечественной «Победой» и пр., причем вылеты осуществляются из аэропортов Шереметьево и Внуково. Авиасообщение между Санкт-Петербургом и Дубаем также налажено: рейсы предлагаются из аэропорта Пулково компаниями Fly Dubai, Emirates и «Россия».
Аэропорт Дубая расположился рядом с фризоной JAFZA, расположенной на западной окраине Дубая, близко к Абу-Даби. Это способствует удобному реэкспорту товаров, позволяя при этом доставлять в Россию продукцию из Америки и Европы.
- Аэропорт Шарджи
В этом аэропорте обрабатывается значительный объем грузов. Но, пожалуй, одна из самых главных особенностей аэропорта состоит в том, что рейсы из России до этого аэропорта выполняет самая бюджетная компания Air Arabia. Благодаря этому стоимость перевозки грузов намного ниже, чем в случае с аэропортами Дубая.
На территории аэропорта расположено пять грузовых терминалов и один пассажирский, что позволяет использовать его в качестве транзитного узла. Грузы могут быть напрямую отправлены в Шарджу из ряда российских городов, включая Казань, Екатеринбург, Москву, Уфу и Махачкалу.
- Аэропорт Абу-Даби
Этот аэропорт был удостоен звания лучшего аэропорта в 2010 году по оценке Airport Council International, международной организации, занимающейся оценкой аэропортов по всему миру. Он принимает грузовые перевозки напрямую из столичных аэропортов и Казани, что подчеркивает его важность как ключевого логистического узла, обеспечивающего связь между двумя странами.
Морские перевозки
В данном случае при перевозках задействуется территория Ирана, так как прямые компании, осуществляющие, контейнерные перевозки отказываются от доставки грузов непосредственно в Россию. По прибытии в Иран, карго подвергаются перегрузке с последующим новым оформлением товаросопроводительных бумаг. Затем транспортировка до Российской Федерации осуществляется с использованием иранских транспортных средств, включая фуры .
Здесь действуют следующие маршруты перевозок:
— Основной маршрут: ОАЭ — Иран — Новороссийск.
— Дополнительный маршрут: ОАЭ — Иран — Астрахань.
Обычно, отправление грузов происходит из порта Джабаль-Аби, который находится в юго-западной части Дубая, вблизи Джебель-Али. Этот порт знаменит своим контейнерным терминалом, где ежегодно проходит обработка более чем 19 миллионов контейнеров, и располагает причалом, протяженностью 1 200 метров. Отличительной особенностью порта является его фризона с отдельной таможней, что обеспечивает беспрепятственный доступ к международным аэропортам Дубая и Аль-Мактум, а также к железнодорожной сети Etihad.
Для грузоперевозок товаров в Россию через Иран используется порт Халифа. Время доставки варьируется в зависимости от маршрута: например, из Джабаль-Али до Новороссийска доставка занимает от 17 до 45 дней, тогда как из порта Халифа в Новороссийск — от 28 до 34 дней. Альтернативными портами для отправки могут служить Рашид и Заид, а перевалочным узлом — порт Бендер-Аббас.
Морские перевозки через ОАЭ представляют собой наиболее эффективный способ для доставки контейнерных грузов из Индии, Китая и Пакистана в северную часть России. А вот для ввоза товаров от дилеров из стран G7 оптимальным маршрутом будет транзит через Турцию.

Автоперевозки и ж/д. перевозки
Сегодня предпочтения отдаются мультимодальным способам доставки, поскольку прямые отправки посредством железной дороги, автотранспорта или морских контейнеров невозможны. Один из возможных маршрутов включает в себя начало пути с перехода через Самурский таможенный мост, дальнейшее движение через Азербайджан и Иран до порта Бендер-Аббас, а завершается маршрут морской перевозкой до порта Джабаль-Али в ОАЭ. Такой маршрут позволяет сэкономить от 2 000 до 3 000 км пути по сравнению с исключительно морским способом доставки, тем самым уменьшая стоимость и время в пути и обеспечивая более предсказуемый срок прохождения через иранскую таможню.
В ОАЭ развита сеть железнодорожных путей Etihad Rail, связывающая ключевые порты страны, что упрощает внутренние перевозки. Логистика между ОАЭ и Россией предлагает компаниям выгодные условия для быстрой доставки грузов с минимальными налогами и хорошими транзитными возможностями. Важно тщательно планировать перевозку для избежания таможенных сложностей и организации хранения.
Несмотря на невозможность прямой логистики из Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ) в Российскую Федерацию, бизнес нашел выгоду в разработке альтернативных маршрутов поставок. Эти новые маршруты не только обеспечивают непрерывность торговли между странами, но и открывают возможности для оптимизации расходов и расширения сети партнёрских отношений, что в итоге приводит к укреплению и росту бизнеса.